Орф-подходFitLine – это практический способ воспитания и обучения через искусство и
творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром.
Орф-подход может быть использован для работы с однородной группой людей любого возраста в целях воспитания, обучения, оздоровления, развлечения и гармонизации социальных контактов.

Дети от 3 до 6 (8) лет занимаются вместе с мамой.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии.
Ритм. Как говорил Орф, «вначале был барабан». Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Звук голоса – это связь с душой. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос. На Орф-занятии – гораздо больше.
Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Орф переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся мантрами – вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.
Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

ИНСТРУМЕНТЫ

Барабаны и ударные инструменты. Широко используются все существующие виды ударных – маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко.
Ксилофоны. Это - необходимый переходный этап между барабанами и сложными мелодическими инструментами.
Звучащие жесты (bodypercussion). Это техника ритмической игры на собственном теле. Присутствует во многих культурах, в наибольшей степени у американских негров.
Хлопки, щелчки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.
Материалы, предметы. Шары, ткани, палочки, стаканы, веревки  – практически любой предмет может быть использован на уроке: либо в качестве музыкального
инструмента, либо для дополнительной организации движения (например, ленты), либо для создания образа (например, мыльные пузыри), и т.д.

Занятия музыкой:

  • способствуют концентрации внимания;
  • оказывают терапевтический эффект: уравновешивают душевное состояние,
    гармонизируют психофизические функции;
  • способствуют расширению кругозора, формируют эстетическое чувство;
  • являются источником новых впечатлений, ощущений, эмоций, идей;
  • активизируют мышление, восприятие, воображение, психомоторику;
  • развивают координацию, мелкую и крупную моторику;развивают музыкальный слух, чувство ритма, память.

Музыкальные групповые занятия включают:

  • элементарное музицирование, игра в шумовом оркестре;
  • развитие чувства ритма с помощью движений тела;
  • музыкально-двигательная нотная грамота, креативное движение;
  • музыкально-развивающие игры;
  • приемы перкуссии тела, звучащие жесты (body percussion);
  • пение, интонирование.

Применение методов:

  • Э. Жак-Далькроза;
  • Ш. Сузуки;
  • З. Кодаи;

использование К. Орф-подхода.

Пример проведения занятия можно посмотреть здесь.

Орф-движение началось в двадцатые годы. Жажда движения, физической активности – спорт, гимнастика, танец – захватили молодежь Европы. В то время открылось много гимнастических и танцевальных школ. К. Орф живо интересовался этими начинаниями, они были впрямую связаны с его работой в театре. В 1924 году Доротея Гюнтер (будущая жена) основала школу гимнастики, музыки и танца для молодых девушек («Гюнтершуле») и пригласила Орфа в качестве главного преподавателя. Орф нашел идеальную экспериментальную площадку для новых идей. Он начал работать над новыми способами ритмического воспитания и взаимопроникновения музыки и движения.

 

Татьяна Черниговская - российский филолог, специалист в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. Доктор биологических, доктор филологических наук:

«Музыка чрезвычайно сильно влияет на структуру и качество нейронной сети мозга. Она приучает мозг человека к концентрации, к выделению слухового сигнала из некого общего фона, к чувствительности  ритма, к очень маленьким изменениям в спектрах. Она делает очень серьезную работу, более серьезную, я бы сказала, чем речь».

«Также велико влияние классической музыки, ведь эти бессмертные произведения являются эталоном звука и безупречного музыкального вкуса. Воспитание чувств!».

«Занятия музыкой полезны не только детям, но и взрослым. Почти невозможно встретить пожилого музыканта с болезнью Паркинсона или Альцгеймера».